Очередная история о средневековой войне? Нет, баллада о трудном выборе, чести и политике: «Мятежники Звёздного острова» Дмитрия Овсянникова

Говорят, если хочешь завладеть вниманием капризной читательской аудитории, делай заголовки покороче и поэмоциональнее. Но, ей-Богу, не смогла я в этом случае сделать заголовок компактным: уж очень о многом хочется сказать по поводу «Мятежников».

Многократно я говорила на канале, что не очень люблю современную русскую прозу, предназначенную для взрослых читателей, и не очень люблю приключенческий жанр. На первый взгляд «Мятежники Звёздного острова» входят в обе группы. Роман современного российского автора Дмитрия Овсянникова только что выпущен издательством «Обложка» (импринт «Издательского дома Мещерякова») в серии «Обложка. 21 век» и представляет собой историю о мятеже на условном острове Исла-де-Эстрелла (с испанского «Звёздный остров») во времена Реконкисты (борьбы средневековой Испании с маврами).

Но в этой книге нет однозначности, хотя есть магистральная нравственная линия, давно необходимая современной литературе (не только русской), погрязшей в анатомировании разного рода психологических травм.

Прежде всего, читая роман, я задавалась вопросом, для кого он написан. Перевернув последнюю страницу, могу сказать, что, по моим ощущениям, произведение укладывается в определение «для юношества», которое было в ходу в советские времена. Несмотря на то, что в книге есть указание на интимные сцены, это, безусловно, роман не для «18+», а для юных романтиков и бунтарей, которым близка поэтика битвы за справедливость, которые ещё не отрастили броню и остро, со всей возможной силой непосредственности переживают и предательство, и дар внезапной дружбы, и, конечно, любовь.

А современную русскоязычную литературу для юношества, для подростков и для детей я считала и считаю в целом очень качественной, наследующей традициям и русской классики от Пушкина и Погорельского, и советской морально-нравственной традиции (Макаренко, Осеева, Крапивин и другие). Дмитрий Овсянников, на мой взгляд, следует как раз этой традиции, сплетая её с философичностью, свойственной, например, Стругацким.

Удивительно вот что: чем дольше читаешь роман, тем сложнее поверить, что его написал не испанец. Повествование укоренено в испаноязычной культуре, полно соответствующих лексических вкраплений (историзмов, иноязычных заимствований), пословиц, зарисовок из быта и воинского искусства средневековой Испании. Вместе с тем сюжет довольно стандартен для эпической фантастики – жанра, в котором традиционно работает Дмитрий Овсянников. Разве что магии здесь нет.

Сюжет завязан на… разумеется, на войне, центральные фабульные эпизоды – это эпизоды сражений (с весьма подробным описанием построений, выпадов и ответов). Автор сам признаётся, что поначалу задумывал «Мятежников» как фанфик по одной из ветвей истории Средиземья Толкина.

Вкратце фабула: идальго дон Карлос де Альварадо волею судеб оказывается в городе, охваченном стихийным мятежом против короля и его несправедливых поборов. Обедневший рыцарь, вынужденный вести жизнь крестьянина, становится во главе мятежников и сколачивает из них войско, способное разгромить прибывший для усмирения отряд столичных воинов. Под командование отважного командора встают окрестные земледельцы и землевладельцы, свои мечи предлагают местные дворяне. Мятеж перерастает в ополчение, готовое идти на столицу и свергнуть королевскую власть с помощью попутно поднятых на бунт городов. Но верный ли это путь? Ведь с горы Грандо Монтана уже полетели на восток орлы, а это, судя по древнему поверью, дурной знак. Дону Карлосу предстоит трудный выбор, как поступить, чтобы спасти людей, вверивших ему свои жизни.

Здесь и рыцарский кодекс чести, и любовь к прекрасной (разумеется) и родовитой бардэссе, и надёжные товарищи, и лекарь-иудей, и мудрый священник, и алчный и недальновидный король, и юный студент-летописец… Однако, несмотря на потёртые фэнтезийные типажи, книга оставляет глубокое и свежее впечатление, потому что в ней есть, так сказать, гуманитарная подкладка. Опять же, это было очень свойственно советской литературе для юношества – не только закручивать приключенческий сюжет, но насыщать его назидательным смыслом или, как минимум, ставить социально и морально значимые вопросы, заставляя героев (и читателей) их решать.

Прочла «Мятежников Звёздного острова» с огромным удовольствием и чувством ностальгии по подростковым временам, проникнутым любовью к эпическому фэнтези. Хотя «Мятежников» и не назовёшь эпичным полотном: в книге всего 272 страницы, и хронотоп повествования укладывается в три-четыре месяца. Тем не менее, в этом небольшом романе есть главное качество хорошей литературы: книга обогащает читателя, придавая ощущениям свежесть и остроту юношеского бунтарства и максимализма. Пробудись, железо! И пусть враг будет повержен!

Ваша Ариаднина нить.

P.S. У Дмитрия Овсянникова в «Обложке» в конце апреля выйдет ещё одна книга — роман «Осколки Сампо», основанный на мифологии финно-угорских народов. Тоже обязательно буду читать.

P. P. S. И совсем уж напоследок слово автору:

«Забавная вышла история с моим романом «Мятежники Звёздного острова»

Изначально я задумал его как повесть по мотивам падения Нуменора, но фанфик писать, да еще и идти в чужой вымышленный мир, не хотелось.

Так я придумал Островное королевство, расположенное в средневековой Европе и основанное испанцами, бежавшими когда-то от арабского завоевания в море. Они открыли и заселили остров Исла-де-Эстрелла, и граф Энрико, прозванный Мореплавателем, сделался первым королём.

И совсем недавно я узнал, что в средневековой Кастилии и Португалии действительно была легенда об островном королевстве, почти точь-в-точь похожая на мою! В 14-15 веках такой остров изображали на итальянских картах, а искали королевство еще долго — не найдя в Атлантическом океане, продолжили искать именно его уже в Северной Америке. В 16 веке слухи о существовании сказочно богатых городов где-то в глубине континента играли ту же роль, что и рассказы об Эльдорадо и Пайтити в Южной Америке: в поисках несметных сокровищ конкистадоры снаряжали экспедиции в неизведанные земли, в т.ч. на территорию современных США.

Забавно, что работая над романом, я не знал эту легенду. А так, считайте, не погрешил против действительности, описывая Исла-де-Эстрелла и его историю. Во всяком случае, современники событий в королевство верили, пока оно не «сгинуло как остров»!

(Из аккаунта Дмитрия Овсянникова в ВК).

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Ариаднина нить

3
Комментарии: 1Публикации: 153Регистрация: 27-08-2019

Добавить комментарий

Войти с помощью: