«Песнь пророка» Пола Линча: стоит ли читать?

«Песнь пророка» Пола Линча получила Букеровскую премию в 2024 году.

С тех пор как роман ирландского писателя Пола Линча вошёл в шорт-лист Букеровской премии за 2023 год, о книге стали идти разговоры в читающем сообществе. А уж когда роман эту премию выиграл, разговоры превратились в гремящие фанфары.

Вот и я прочла широко рекламируемый букеровский роман.

Выходные денные книги:

Линч, Пол Песнь пророка. — М.: Иностранка, 2024. — 400 с. — (Серия «Большой роман»). Перевод с английского Марины Клеветенко. 16+

Что могу сказать…

На мой взгляд, в книге чего-то не хватает.

Вообще жанр антиутопии я очень люблю и привыкла в рамках этого жанра к, скажем так, интеллигентной классике, где авторы умело играют на контрасте несоответствия индивида обществу.

В книге Линча градус критически повышен и ставки зашкаливают. Но сначала немного о сюжете.

Действие происходит в современной Ирландии. Демократическим путём к власти приходит некая сверхконсервативная партия, которая проталкивает нужные ей законы, ужесточающие положение в стране. Силовые ведомства получают почти неограниченную свободу действия. Резко ограничиваются конституционные права, а затем начинаются зачистки несогласных. Сначала подозрительные лица получают письма от «Гарды Шиханы» (ирландской полиции) с вызовом на допрос, затем такие люди начинают исчезать средь бела дня, затем приходит очередь разгона мирных демонстраций с помощью оружия, а после и вовсе начинаются неприкрытые военные действия.

Все эти события мы видим глазами жительницы дублинского пригорода Айлиш Стэк, учёного-биофизика, матери четверых детей. Старшему сыну Стэков Марку уже 16, а младшему Бену около года. Муж Айлиш Ларри, учитель и активный член профсоюза, сначала получает то самое письмо с вызовом на допрос, а через несколько недель бесследно пропадает. Постепенно мир Айлиш начинает разрушаться. Она теряет работу, престарелый отец погружается в деменцию, старший сын Марк получает повестку для службы в чрезвычайной полиции и сначала скрывается от призыва, а потом вступает в ополчение и тоже пропадает… Краски всё более и более сгущаются, чрезвычайная полиция и правящая партия начинают в прямом смысле войну с собственным народом.

Но… я не увидела логики в концепции этой книги. На сайте издательства «Азбука», оперативно выпустившего книгу на русском языке всего лишь через 3 месяца после присуждения Букера, вышло интервью главного редактора издательства Александра Гузмана. Он говорит о сюжете романа и о том, что Пол Линч категорически отказывается считать «Песнь пророка» антиутопией. Писатель хотел всколыхнуть современников, перенеся на европейскую почву антураж сирийского конфликта.

С одной стороны, это смягчает картину, потому что для антиутопии роман Пола Линча, на мой взгляд, слишком грубый. В нём всё слишком «в лоб»: чрезмерная жестокость, нагнетание страданий, нарочитая беспросветность при отсутствии чёткой причины для этого. При этом обрисованный конфликт показался мне сугубо внешним, возникшим по воле автора, а не по логике развития того общества, которое показано в начале книги.

Мне думается, что политический конфликт такого уровня в современной Европе в принципе невозможен. Если отдельно взятое правительство введёт политическую диктатуру и развернёт бомбёжки на улицах собственных городов, непременно вмешаются остальные страны ЕС. Кто-то может сказать, что Линч писал не про это и что я вдаюсь в ненужные частности, но, на мой взгляд, чтобы достичь нужного эффекта, сюжет книги о социально-политическом кризисе должен выглядеть правдоподобно и быть внутренне логичным.

Кроме отсутствия логики в конфликте, роман показался мне слишком упрощённым. Ловлю себя на мысли, что размышлять над этой книгой совершенно не хочется, потому что основную мысль здесь расположили на поверхности. Как в современном американском кино, где мораль принято прямо проговаривать, сколь бы банальной она ни была. То есть умственная работа читателя нивелирована: ему уже доходчиво объяснили, как следует понимать книгу, и думать ни о чём не надо. Это, наверное, неплохо, но я жду от литературы, тем более от лауреата Букеровской премии, принципиально много подхода, иного уровня сложности.

Насчёт того, что «Песнь пророка» — это «книга, наиболее точно выражающая наше время», как значится в блёрбе на обложке, я бы тоже поспорила. Считаю, что наиболее точно наше время (особенно ситуацию в Европе) выражают романы Мишеля Уэльбека про то, как слишком старая система неумолимо разрушается под собственным весом. А роман Линча про другое: как будто систему, вроде бы хорошую и правильную, извне рушат некие нехорошие дяди без всякой для этого причины.

Так что, на мой взгляд, «Песнь пророка» для антиутопии получилась недостаточно продуманной в плане конфликта, а для современной интеллектуальной прозы – недостаточно интеллектуальной. Хотя, возможно, проблема состоит в том, что я в принципе ожидала от книги другого (большей глубины) и по итогу обманулась.

В любом случае я считаю важным прочесть эту книгу, чтобы понимать, в какую сторону развивается сейчас вектор современной мировой литературы первого ряда. Всё же это роман, награждённый Букеровской премией, то есть белая кость от литературы. Возможно, через несколько лет я перечитаю «Песнь пророка» с другим настроением и другим жизненным багажом и тогда взгляну на роман по-иному.

Кстати, тот же Александр Гузман упомянул, что «Азбука» купила права на издание четырёх других романов Пола Линча – «Чёрный снег», «Благодать», «За морями» и «Алые паруса по утрам». Будем ждать их выхода.

Напоминаю, что если вы ищете книжные анонсы на современную интеллектуальную литературу, добро пожаловать на мой

Телеграм-канал «Ариаднина нить | Книги»

Там свежие анонсы выходят ежедневно, несколько раз в день.

Ваша Ариаднина нить.

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Ариаднина нить

3
Комментарии: 1Публикации: 151Регистрация: 27-08-2019

Добавить комментарий

Войти с помощью: