«Горизонт в огне» Пьера Леметра: Бальзак в современной упаковке, или Месть с французским шиком

Здравствуйте, друзья-книголюбы!

Знаете ли вы об удивительном французском авторе Пьере Леметре? Удивителен он тем, что начал писательскую карьеру в возрасте за пятьдесят, закрепился одинаково успешно в, казалось бы, противоположных жанрах детектива и социально-психологического романа в стиле Бальзака и вдобавок умудряется превосходно скрывать в своей жизни всё, кроме работы (это в наш-то дни!).

Самое же удивительное – что этот современный автор пишет отличные книги – повторюсь, в стиле классической литературы. Ну, с поправкой на эпоху, без определённого своеобразия XXI века, конечно, не обходится.

***

Моё знакомство с Леметром началось с новости, что в одной из любимых серий «Азбука-бестселлер» в конце июня выходит его роман «Зеркало наших печалей». До этого я об авторе не слышала совершенно, поскольку французскую литературу как-то инстинктивно недолюбливаю, за новинками франкоязычной прозы не слежу и знакомство с Францией ограничила Бальзаком, Гюго и немного Дрюоном.

Но аннотация к «Зеркалу» и, разумеется, сам факт публикации в серии «Азбука-бестселлер», куда проходные книги почти не попадают, сделали своё дело. Собирая информацию для статьи о Леметре, я решила начать знакомство с автором с книги «Горизонт в огне». Как я уже писала, «Горизонт в огне» — это вторая часть своеобразной трилогии Пьера Леметра о Франции в период между двумя войнами. Первая книга – «До свидания там, наверху», третья – как раз «Зеркало наших печалей».

«До свидания там, наверху» я пока пропустила. Во-первых, её не так легко найти: последнее переиздание было в 2015 году, и на днях я прочла, что «Азбука» переиздавать эту книгу не планирует. Во-вторых, она скорее о Первой мировой войне и (вполне предсказуемо) о том, как война перевернула привычный мир с ног на голову. Война, тем более Первая мировая – явно не в числе моих любимых тем. Поэтому книгу я решила пока пропустить и начать сразу со второй части, тем более что по отзывам других читателей поняла, что все части «трилогии» у Леметра получились автономными.

Теперь наконец о самой книге «Горизонт в огне».

***

В центре сюжета – семья Перикуров. Глава рода, преуспевающий банкир и основатель частного банка, одряхлел и умер на первых же страницах. Прямо на похоронах перед его дочерью Мадлен встаёт новая проблема: её семилетний сын Поль ни с того ни с сего выбросился из окна прямо на гроб деда. Это мы (и мать мальчика) поначалу думаем, что ни с того ни с сего, однако для поступка ребёнка есть, как выяснится к середине книги, веская причина.

Поль выжил, но стал пожизненным инвалидом. Пока убитая горем и терзаемая скрытой виной за поступок сына мать вынуждена приноравливаться к свалившимся на неё бедам, кто-то должен взять на себя управление семейным банком. Как нельзя лучше для этого подходит доверенное лицо умершего Перикура и его заместитель Гюстав Жубер. Это поднявшийся из низов человек недюжинных финансовых способностей, чувствующий себя ущемлённым из-за того, что столько лет пробыл в тени, в то время как его сокурсники по Инженерной школе давно сделали блестящие карьеры в политике или на госслужбе.

Жубер тем более уязвлён, что буквально накануне смерти отца Мадлен Перикур разорвала помолвку с ним, которую ранее заключила по настоянию отца. Для Мадлен это был бы второй брак: первый её муж, отец Поля, на момент начала романа разведён с Мадлен и сидит в тюрьме за обширные денежные махинации. Насколько я поняла, более подробно его история изложена в первом романе «До свидания там, наверху».

Среди ключевых действующих лиц есть ещё непутёвый дядюшка Мадлен Шарль Перикур, депутат. Отец Мадлен всю жизнь спонсировал его карьеру в политике, помогал проводить избирательные кампании и вытаскивал из начинающихся скандалов, которые непутёвый братец затевал из-за собственной жадности и глупости. После смерти брата Шарль, тяготящийся двумя уродливыми дочерьми на выданье очередным долговым скандалом с его участием, надеется на жирный куш от наследства, чтобы покрыть все долги и дать дочерям хорошее приданое, ради которого только их и могут взять замуж. Однако брат завещал Шарлю очень небольшую сумму (справедливо полагая, что и так много сделал для его карьеры при жизни), да ещё и племянница Мадлен оказала в займе (по сути подарке). Шарль затаил злобу…

Есть ещё домашний учитель Поля Андре Делькур. Он мечтает стать журналистом, а пока даёт Полю уроки и по совместительству становится любовником его матери. Кстати, сделать стремительную карьеру в журналистике у Делькура получается, и весьма быстро. К концу романа мы видим его без пяти минут главредом профашистской ежедневной газеты, спонсируемой итальянцами (дело в романе происходит в 1927 – 1933 годах).

Все эти три мужчины – помпезный Шарль, аскетичный карьерист Делькур и мелкий наполеончик Жубер с его непомерным самолюбием и амбициями – становятся объектом мести Мадлен Перикур. Ибо, как выясняется к середине романа, именно они трое послужили причиной всех её проблем – стремительного разорения в результате рассчётливо обманчивых советов по инвестированию, а ещё сломанной жизни сына.

И месть эта исполнена с истинно французским шиком, этого у французов не отнять.

Роман мне невероятно понравился! Сюжет для современной литературы небанальный, слог прекрасный, любовная линия, можно сказать, отсутствует, поскольку автор концентрируется на том, что поступками людей движет не любовь, а амбиции. Мне этот подход импонирует. Не то чтобы я не ценила хорошую литературу о любви, но мне кажется, что в современном мире ей придаётся неоправданно большое значение. Как будто любые другие мотиваторы, любые другие отношения незначительны и любовь (во всяком случае плотская) – это камень преткновения в искусстве. Кстати, я и Бальзака люблю именно за то, что он затрагивает совершенно иные стороны человеческой натуры – жадность, тщеславие, ум и глупость, амбициозность. В результате его романы получаются объёмными, не однобокими. То же и у Леметра.

Кстати, лично для меня отсутствие пиетета перед любовью как завязкой сюжета именно у французского автора удивительно. Перед нами добротный социальный роман с хорошим, кстати, концом и даже чёткой, но, к счастью, не озвученной прямо моралью: каждый получает своё. По работе и честь, как говорится. Ну, и других «плюшек» в книге предостаточно: тут и политические интриги на уровне франко-германских отношений (напомню: фактически накануне Второй мировой войны), и оперная музыка, и детско-родительские отношения, и рабочий класс, и оппозиция бедности и богатства… И, опять же, хороший конец. Во всяком случае, этой истории. Которую я точно буду не раз ещё в жизни перечитывать.

А пока у меня впереди ещё две книги Леметра. Всё-таки приобрела уже у букиниста начальный роман «До свидания там, наверху» и, конечно, купила новинку – «Зеркало наших печалей». Ещё раз убеждаюсь: «Азбука-бестселлер» проходных книг не печатает… Разве что случайно.

Как всегда, жду ваших комментариев по поводу статьи и самой книги, если вы её читали!

Ваша Ариаднина нить.

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Ариаднина нить

4
Комментарии: 1Публикации: 160Регистрация: 27-08-2019

Добавить комментарий

Войти с помощью: