Здравствуйте, друзья!
Отзывов у меня не было давненько. Всё потому, что я читаю весьма медленно, к тому же вынуждена буквально вырывать время на чтение у работы, забот с ребёнком и усталости.
Так что за почти промелькнувший август я прочла-то всего одну книгу. Но какую!
Речь о романе Айрис Мёрдок «Механика небесной и земной любви» (1974, оригинальное название «The sacred and profane love machine», по-русски выходила ранее один раз в другом издательстве под названием «Земная и небесная машина любви»).
За этим романом именно в этом издании от «Азбуки» я буквально гонялась, как ищейка. Причём выбрала я книгу… по обложке. Уж очень привлекательную картину – работу Гюстава Моро «Эдип и Сфинкс» — выбрали дизайнеры серии «Азбука Premium» для романа. Явно намекает на наличие загадок и на трагедийность.
Что ж, оба этих элемента в «Механике» присутствуют в изобилии. В нескольких словах передам сюжет. Более или менее успешный психоаналитик Блейз Гавендер живёт в счастливом, как нам сначала представляется, браке с женой Харриет и 15-летним сыном Дэвидом где-то в пригороде Лондона. Его жизнь течёт неспешно среди тихих семейных вечеров с чтением вслух, обсуждением будущего Дэвида, который скоро уедет в колледж, и смутной жизненной неудовлетворённостью и планами пойти учиться на «настоящего» врача, ведь медицинского образования у Блейза нет.
Однако неожиданно для читателя выясняется, что у Блейза есть вторая семья – любовница Эмили Макхью и 8-летний сын Люка. Жизнь подводит Блейза к тому, чтобы всё рассказать жене. В некотором смысле наперсником Блейза в этом выступает сосед – известный писатель посредственных детективчиков Монти Смолл. Блейз пишет жене покаянное письмо, убеждая, что Эмили он не любит и по-прежнему навещает её только ради ребёнка. Любит же он якобы только Харриет и молит у неё прощения.
С этого момента в романе начинают твориться странные дела. Начинается водевиль в дурном вкусе, где жена приглашает любовницу на чай и убеждает мужа выходить с нею (любовницей) в свет, чтобы та не была обделена вниманием. Тут же вьются развязная подруга Эмили по имени Констанс Пинн и друг Монти Смолла по колледжу, а ныне оксфордский ректор Эдгар Демарнэй. Почти все мужчины много пьют, женщины много курят, а все без исключения участники событий много страдают.
На обложке значится, что Мёрдок намеренно выстраивала роман «в стиле Достоевского», придавая особое значение снам и видЕниям героев и, конечно, трагедийной составляющей.
Но, на мой взгляд, «Механика» куда ближе лежит к греческим трагедиям при всей своей нарочитой фарсовости. И именно рок, высшая воля здесь тоже разрешают конфликт, как и в древнегреческой драме.
Раскрывать сюжет далее невозможно без того, чтобы не испортить читателям интригу. Поэтому кратко охарактеризую собственные впечатления, а вы уж сами решайте, читать или нет.
Что не понравилось? Сложно сказать. Я просто люблю Айрис Мёрдок, мне очень импонирует жанр психологического романа, где конфликт строится вокруг непростых взаимоотношений и необходимости нравственного выбора, поэтому я, наверное, не могу быть в данном случае беспристрастной. Пожалуй, мне не понравился только образ той самой вездесущей подруги Констанс Пинн. На мой взгляд, он автору не удался, можно было обойтись и без этого персонажа – эдакой полунаперсницы-полусводни. Я к тому же вообще не понимаю женщин, которые сами настойчиво предлагают себя мужчине, так что мне этот персонаж просто противен.
Что понравилось? Психологизм, философичность и мастерство, с которым из глупой, в сущности, истории автор делает драму общечеловеческого масштаба.
Не могу сказать, что это лучший роман автора или даже один из лучших. Но это крепкая проза, которая вызывает интерес и восхищение тем, как автор плетёт «паутину» вокруг героев, а потому вдруг одним ударом нежданно этот паучий кокон разрывает. Ну ни дать ни взять «бог-из-машины».
Понравилось, что в книге нет счастливого конца. Всё-таки это более жизненно. Кто-то всегда остаётся в проигрыше, да и выигрыш не всегда оборачивается тем, чем хотелось. Скажу по секрету, что Блейз остался в итоге с любовницей. И это явно не то, на что рассчитывал читатель в процессе чтения. И знаете, мне невероятно нравится эта смесь глухого раздражения от героев, разочарования от обманутых читательских надежд и одновременно восхищения автором из-за её житейской мудрости, мудрости профессионального философа (вы ведь знали, что Айрис Мёрдок окончила соответствующий факультет и даже какое-то время преподавала философию сама?), рассказавшего действительно жизненную историю. Ведь в жизни часто так и бывает, что страдают самые добродетельные, а наглые и нахрапистые в итоге срывают куш…
Стоит ли читать и кому? Поскольку я сама редко читаю книги по рекомендациям (практически никогда), то никаких рекомендаций и не даю. Мне самой книга понравилась. Думаю, что буду её перечитывать в течение жизни, как и «Чёрного принца».
Но скажу, что любителей динамизма «Механика небесной и земной любви», скорее всего, утомит, а герои будут раздражать. Читать книгу стоит тем, кто, наверное, в какой-то степени сам причисляет себя к тонко чувствующей интеллигенции, и, наверное, можно попробовать поклонникам прозы Достоевского (хотя у Мёрдок всё-таки написано полегче и менее беспросветно, на мой взгляд).
Буду рада вашим комментариям!
Ваша Ариаднина нить.