Добрый день, друзья-книголюбы!
Под занавес декабря 2022 года я успела выступить на литературоведческой конференции, посвящённой творчеству Джона Рональда Руэла Толкина.
Конференция ежегодная, проходит в Крыму, в Симферополе, на базе Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, и в 2022 году состоялась уже в пятый раз.
Я участвовала в онлайн-формате с обзором книги Тома Шиппи «Дж. Р.Р. Толкин: автор века». Эта работа на русский переведена впервые (хотя написана в 2000 году), перевод Анны Дик и Екатерины Хомяковой только-только вышел в издательстве «Никея». Кстати, весной 2022 года «Никея» выпустила и переводную книгу о Клайве Льюисе – близком друге Толкина.
Читать: Клайв Льюис — мастер отражённого света. О книге Эдит Хампфри «Христианские беседы с К.С. Льюисом»
Расскажу немного и здесь, в блоге, чем примечательна книга Тома Шиппи.
Собственно, это логическое продолжение более ранней работы того же автора «Дорога в Средиземье», вышедшей в 1982 году и в русском переводе Марии Каменкович получившей название «Дорога в Средьземелье» (в России издана в 2003 году). «Дорога» посвящена интерпретации творческого наследия Толкина через филологию – историю языков, литератур и мифологий. А вот «Автор века» помещает произведения Профессора в широкий контекст современной ему (и даже нам) литературы и предлагает прочитывать Толкина не как автора фэнтези, а как типичного автора ХХ века.
Главная посылка Шиппи такова: почти все крупные литераторы ХХ века так или иначе работали в жанре фантастики (в очень широком понимании термина). Их главной задачей было рассказать о кризисе ценностей, для чего фантастические допущения и гиперболы подходят как нельзя лучше. Более того, Шиппи ничтоже сумняшеся утверждает, что в литературе ХХ века фантастика стала преобладающей литературной формой (не жанр фантастики стал главным, а фантастические допущения разного уровня структурировали ВСЮ литературу, даже те произведения, которые традиционно относят к реалистическим).
Собственно, Шиппи не делает прямых сопоставлений Толкина с теми же Оруэллом, Воннегутом и Голдингом, но прямо даёт нам понять, что вообще-то пора вывести «Властелина Колец» и прочие работы автора за границы жанровой литературы и без шуток поставить в один ряд со «Сто лет одиночества» и даже «Улиссом».
Мне, честно говоря, думается, что это уже давно происходит. Как я писала в материале о программе филфака по зарубежной литературе ХХ века, Толкин уже давно туда включён как знаковый феномен не просто жанра фэнтези, а литературного процесса в целом.
Читать: Что читают филологи по зарубежной литературе ХХ века (подборка).
Но, видимо, в 2000 году, когда Шиппи писал книгу, это было не столь очевидно, рамки литературоведения были более жёсткими и мнение маститых литературных критиков значило крайне много. Мы же живём в эпоху повсеместного релятивизма, когда всё или почти всё имеет право на существование на условиях равенства, так что докторские диссертации по Толкину давно уже никого не удивляют. Хотя соотнести «Улисса» или «Радугу тяготения» с «Властелином Колец» на уровне докторской пока вроде никто не догадался (если вы знаете такие примеры, пожалуйста, напишите), но я бы в такую диссертацию заглянула с любопытством. 🙂
В книге «Дж. Р.Р. Толкин: автор века» Том Шиппи, самый крупный и известный толкиновед современности, корректирует расхожие мифы о Профессоре. Например, что во «Властелине Колец» не нужно видеть аллегорию событий ХХ века (нужно, но в ограниченных пределах), что мир Средиземья вырос из филологических штудий Толкина (да, но не только. Для Толкина литература и лингвистика были неотделимы друг от друга, так что «Беовульф» и какой-нибудь «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» на появление Средиземья повлияли не меньше, чем любовь английского профессора к скандинавским языкам) или что в основе популярности жанра фэнтези лежит эскапизм.
Шиппи утверждает, что Толкин не создавал жанр <героического> фэнтези, как думают многие, а лишь заново открыл его. При этом литературовед крайне многословно рассуждает в защиту жанра, будто бы заранее ограждая фэнтези от нападок критиков. Мне это кажется совершенно избыточным в наши дни, причины я изложила выше. Но идеи Шиппи уважаю за последовательность и чёткость.
Доказывая, что Толкин по праву может считаться автором ХХ века, Том Шиппи ссылается… на что бы вы думали? На объёмы продаж «Властелина Колец». 🙂 Он пишет, что, пока критики в один голос ругали книгу в 1960-х и 1980-х, читатели сметали её с полок и «ВК» множество раз возглавлял читательские рейтинги на самых разных площадках. А ещё меня позабавило, что Шиппи всерьёз приводит доводы к тому, что Толкина могут читать (и читают!) образованные люди, как будто этот тезис нуждается в доказательствах и как будто любовь к книгам Профессора среди образованных людей нужно чем-то оправдывать – пусть даже мнением литературоведа такого калибра, как Том Шиппи.
Все эти вещи показывают, на мой взгляд, что книга немного устарела в части отношения к Толкину. Зато она по-прежнему актуальна, если мы говорим о главах, в которых литературоведчески (и иногда лингвистически) разбираются три главных произведения Толкина — «Хоббит», «Властелин Колец» и «Сильмариллион».
Не могу сказать, что бывалые поклонники Толкина откроют для себя что-то новое в книге «Дж. Р.Р. Толкина: автор века». Однако считаю, что такую книгу как раз поклоннику Толкина в своей библиотеке (хотя бы электронной) иметь необходимо, ведь Шиппи – это азбука толкинистики. А если вы только-только познакомились с произведениями Профессора и мир Средиземья пленил вас, как и меня когда-то, искренне рекомендую именно эту книгу (наряду с классической биографией Толкина авторства Хамфри Карпентера) для продолжения и углубления знакомства с творчеством Толкина и личностью писателя.
Благодарю издательство «Никея» за предоставленный электронный файл книги!
Ваша Ариаднина нить.