Что читают филологи по зарубежной литературе ХХ века (подборка)

Добрый день, друзья-книголюбы!

Я училась в Ставропольском государственном университете (теперь это Северо-Кавказский федеральный университет). Не могу судить, чем наше образование отличалось от, скажем, МГУ (и отличалось ли), но фундаментальную базу по филологии нам дали точно. Как по русистике, так и по литературоведению.

Перед своими преподавателями я склоняю голову с благодарностью. Но были трое, которые повлияли на меня больше других. Так, мой научный руководитель Эльвира Петровна Лаврикпреподававшая нам синтаксис, подтолкнула меня начать путь лингвиста-эксперта. Екатерина Алексеевна Москаленко показала, что изучать английский может быть дико интересно. А ещё нас учила Яна Всеволодовна Погребная — преподаватель зарубежной литературы.

Свой предмет Яна Всеволодовна, доктор филологических наук, знала блестяще. Надеюсь, она преподаёт и сейчас, просто мне об этом точно не известно, поэтому я пишу в прошедшем времени. Самые яркие мои читательские впечатления связаны именно с её курсами — литературой Средних веков и Возрождения, а также литературой ХХ века. И именно выбранные ею произведения для программы курса зарубежной литературы ХХ века я хочу предложить Вашему вниманию. Кстати, ради этого мне пришлось даже купить методическое пособие Яны Всеволодовны, поскольку я помнила далеко не всё.

Почему именно ХХ век? Просто это мой любимый период. И он, по моим наблюдениям, в наибольшей степени популярен у разных читателей (не филологов). Пожалуй, читать почти что современников куда легче, чем Диккенса, Данте или Аристофана… Хотя кому как, конечно.

Как бы то ни было, приступим?

1. Марсель Пруст. В поисках утраченного времени

2. Андре Жид. Фальшивомонетчики

3. Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах

4. Джеймс Джойс. Улисс. Портрет художника в юности

5. Вирджиния Вулф. Миссис Дэллоуэй. На маяк

6. Уильям Фолкнер. Шум и ярость

7. Франц Кафка. Новеллы (в первую очередь «Превращение»). Замок. Процесс.

8. Томас Манн. Волшебная гора. Иосиф и его братья.

9. Герман Гессе. Игра в бисер. Степной волк.

10. Хорхе Луис Борхес. Новеллы

11. Жан-Поль Сартр. Тошнота. Мухи.

12. Альбер Камю. Посторонний. Чума.

13. Гюнтер Грасс. Жестяной барабан.

14. Генрих Бёлль. Глазами клоуна.

15. Уильям Голдинг. Повелитель мух.

16. Сэмюель Беккет. В ожидании Годо. Игра.

17. Эжен Ионеско. «Лысая певица» и другие абсурдистские пьесы.

18. Габриель Гарсия Маркес. Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет. Хроника объявленной смерти.

19. Айрис Мёрдок. Чёрный принц.

20. Макс Фриш. Homo Faber. Назову себя Гантенбайн.

21. Хулио Кортасар. Игра в классики. Преследователь.

22. Джон Фаулз. Коллекционер. Волхв.

23. Умберто Эко. Имя розы.

24. Джордж Бернард Шоу. Пьесы (обычно «Пигмалион» и «Дом, где разбиваются сердца»).

25. Теодор Драйзер. Американская трагедия.

26. Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие! По ком звонит колокол. Старик и море. И восходит солнце. Праздник, который всегда с тобой. Кошка под дождём.

27. Ричард Олдингтон. Смерть героя.

28. Эрих Мария Ремарк. Чёрный обелиск. Три товарища.

29. Бертольд Брехт. Мамаша Кураж и её дети.

30. Олдос Хаксли. О, дивный новый мир. Контрапункт.

31. Натали Саррот. Золотые плоды.

32. Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи. 9 рассказов. Повести о Глассах.

33. Джек Керуак. На дороге.

34. Кен Кизи. Над кукушкиным гнездом.

35. Курт Воннегут. Сирены Титана. Колыбель для кошки. Завтрак для чемпионов.

36. Джон Стэйнбек. Гроздья гнева. Зима тревоги нашей.

37. Теннесси Уильямс. Трамвай «Желание».

38. Торнтон Уайльдер. Мост короля Людовика Святого. День восьмой.

39. Франсуаза Саган. Здравствуй, грусть!

40. Агата Кристи (один из романов по выбору).

41. Харпер Ли. Убить пересмешника.

42. Джордж Оруэлл. 1984. Скотный двор.

43. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби. Ночь нежна.

44. Уильям Сомерсет Моэм. Луна и грош. Театр.

45. Кобо Абэ. Женщина в песках.

46. Франсуа Мориак. Мартышка.

47. Альберто Моравиа. Римлянка.

48. Грэм Грин. Комедианты. Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой

49. Владимир Набоков. Лолита.

50. Юкио Мисима. Золотой храм.

51. Акутагава Рюноскэ. Ворота Расёмон. Новеллы (в первую очередь «В чаще»).

52. Сол Беллоу. Герцог.

53. Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.

54. Артур Хейли. Отель. Аэропорт.

55. Эрик Сигал. История любви.

56. Марио Пьюзо. Крёстный отец.

57. Маргарет Митчелл. Унесённые ветром.

58. Морис Дрюон. Проклятые короли (серия).

59. Милан Кундера. Невыносимая лёгкость бытия.

60. Джон Гарднер. Осенний свет.

6 1. Джон Рональд Руэл Толкин. Властелин Колец.

62. Павел Вежинов. Барьер. Белый ящер. Озёрный мальчик.

63. Клиффорд Саймак. Город.

64. Джон Апдайк. Кентавр.

65. Станислав Лем. Солярис.

66. Стивен Кинг. Мёртвая зона. Воспламеняющая взглядом.

67. Роджер Желязны. Хроники Амбера.

68. Джулиан Барнс. Англия, Англия.

69. Леон Фейхтвангер. Безобразная герцогиня.

70. Пер Лагерквист. Карлик.

71. Жан Кокто. Пьесы.

От себя ещё добавлю отличную трилогию Джона Дос Пассоса «США»: «42-я параллель», «1919», «Большие деньги». Прекрасно помню, что этот экспериментальный роман был у нас в программе, но не нашла его с методичке Я.В. Погребной.

Список обширный, и, признаюсь, я до сих пор прочла не всё из него (хотя после окончания вуза прошло 10 лет). Потихоньку навёрстываю.

И это я ещё не упомянула поэзию (Лорка, Элюар, Бродский, Томас Стернз Элиот и другие)…

А ещё приведённый список нетривиальный. Я специально написала в заголовке «вы удивитесь», потому что хотела обратить внимание: даже такие явно «неклассические» авторы, как Стивен Кинг, Марио Пьюзо, Клиффорд Саймак, Агата Кристи и Роджер Желязны, изучаются на филологическом факультете. Это делается для того, чтобы дать студентам представление обо всём многообразии литературных жанров, стилей и течений. В том числе и о так называемой массовой литературе, которая служит объектом изучения наравне с мировой классикой. Вот уж где литературному снобизму места нет. 🙂

Кстати, вы заметили, что в списке нет ряда имён, которые, в общем-то, на слуху? Например, Айн Рэнд, Нормана Мейлера, Джона Ирвинга, Арчибальда Кронина, Жоржи Амаду… Это, пожалуй, не классика, но если задача стоит охватить все имеющиеся стили и направления, то я бы их внесла.Ещё от себя добавила уже и нескольких авторов века XXI — Фредерика Бегбедера, Джона Максвелла Кутзее (между прочим, Нобелевского лауреата), Кадзуо Исигуро.

Интересно, что из этого читали вы (как филологи, так и обычные любители чтения)? И что взяли для себя на заметку. Пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Ваша Ариаднина нить.

0

Автор публикации

не в сети 14 часов

Ариаднина нить

4
Комментарии: 1Публикации: 163Регистрация: 27-08-2019