Трилогию Теодора Драйзера я прочла года 2 назад. К сожалению, так и не смогла найти дома три томика, которые я покупала, поэтому придётся писать по памяти.
Потеря книги – для меня нонсенс. Обладаю хорошей зрительной и моторной памятью и обычно запоминаю в подробностях, куда кладу ту или иную вещь. Но не понравившиеся книги дома не держу: стараюсь продать на Алибе, а если не получается, «ссылаю» их в свой старый книжный шкаф в доме у бабушки, где их могут и на чердак поднять, поэтому Драйзера и не удалось отыскать. А не понравилась книга потому, что…
***
Надо начать с предисловия. Эта трилогия была первым произведением у Драйзера, которое я прочла. И пока что последним, хотя уже поглядываю на «Американскую трагедия». За романы о Фрэнке Каупервуде я взялась потому, что в принципе люблю литературу идей, социально-политическую литературу или книги о сильных личностях, сделавших себя самостоятельно.
С виду «Трилогия желания» вполне подходила под все эти три категории. В основу трилогии положена биография миллионера Чарльза Йеркса (конечно, миллионера по меркам конца XIX века, сейчас он бы считался миллиардером).
Главный герой – Фрэнк Каупервуд, поднявшийся из низов (из семьи мелкого клерка) и сделавший состояние. В общем, образец сбывшейся «американской мечты». Правда, Драйзер на то и реалист, чтобы показать неприглядную изнанку богатой жизни. Со средствами к достижению цели Каупервуд не считается: подкупы, растраты, мошенничество с бюджетными средствами, приведшее к тюремному заключению в 34 года, теневые сделки, «рейдерство» (в нашей современной терминологии)… Постепенно Каупервуд становится одной из влиятельных фигур не только в бизнесе, но и на политической арене (закономерно, да?). Он занимается торговлей акциями и облигациями, нефтяным бизнесом, первыми линиями метрополитена в Америке и Англии.
В личной жизни герой тоже нечистоплотен. В юности он уводит жену у друга и наставника, а затем после многих лет брака бросает её с детьми ради более молодой пассии. А ближе к концу жизни Каупервуд обзаводится новой молодой любовницей, даже не одной. Тут тоже всё очень закономерно, прямо по сценарию современных нуворишей и «звёзд». Безусловная заслуга Драйзера в том, что он вскрыл и детально описал эту схему жизни и бизнеса, которая, в общем-то, стала уже накатанной.
Интересно, что первые два романа Драйзер написал довольно рано (в 1912 – «Финансиста» и в 1914 – «Титана»), а вот «Стоик» был опубликован только в 1947-м. Причём книга так и не была закончена, публикация состоялась уже посмертно по черновикам писателя. Основная работа над последним романом велась почти 20 лет, причём урывками (1922-й, 1932-й, 1945-й). К концу жизни Каупервуд уже по всем канонам большого бизнеса «бронзовеет», обретает уважение в обществе, приобщается к искусству и коллекционированию и (разумеется) занимается благотворительностью и другими общественно угодными делами. Умирает он в солидном возрасте от болезни почек, а его вторая жена начинает судиться из-за наследства. Всё сугубо по-современному (иронизирую, конечно).
Несмотря на исключительную злободневность трилогии, несмотря на ударную тему, «Финансист», «Титан» и «Стоик» мне в целом не понравились.
Известно, что Теодор Драйзер имел хороший репортёрский опыт. И за свою трилогию принимался, будучи уже зрелым человеком, перепробовавшим множество профессий. В процессе чтения меня не оставляло ощущение, что читаю журналистский материал, а не художественное произведение. Проще говоря, трилогия показалась сухим сборником фактов (безусловно, впечатляющих), так что прославляемого критиками психологизма в этих книгах я не усмотрела. Мы мало знаем о мыслях самого Каупервуда, а и других персонажей (разве что кроме Беренис). Драйзер пишет как наблюдатель, и если он и ставил задачу найти истоки успеха Каупервуда в его личности, на мой взгляд, писателю это не удалось. Как раз глубокого подхода к личности в романах и не хватает.
Впрочем, я могу это понять через призму журналистского опыта. Известно, например, что второй роман трилогии — «Титан» — отказались печатать почти все американские издательства: боялись судебных исков со стороны родственников Чарльза Йеркса. Но даже при этом трилогия кажется какой-то выхолощенной: как будто автор подчистил и местами обезличил факты, как делают журналисты, связанные цензурой.
Конечно, это моё личное вИдение, безусловный талант Драйзера и его вклад в литературу реализма я ни в коем случае не отрицаю. Если вы увидели в «Трилогии желания» нечто иное, пожалуйста, напишите в комментариях. Будет интересно взглянуть на книгу по-иному.
Ваша Ариаднина нить.