Мария Грипе «Навозный жук летает в сумерках»: мистический недетектив «до 16 и старше»

Грипе поднимает вечные вопросы, которые в любом возрасте требуют быть решёнными для каждого лично

 

Книги Марии Грипе в родной Швеции расхваливают на все лады.

И вполне заслуженно, скажу я вам.

Пишет она для подростков; на мой взгляд, целевая аудитория примерно такая же, как у повестей Астрид Линдгрен про Калле Блумквиста. Но взрослым тоже не стоит проходить мимо её романов. Грипе поднимает вечные вопросы, которые в любом возрасте требуют быть решёнными для каждого лично.

Например, в романе «Навозный жук летает в сумерках» автор касается таких тем, как:

— социальное бесправие женщины (преимущественно в историческом срезе, но всё же),

— что есть любовь, и какие обязательства она накладывает на человека,

— неслучайность случайного, некий вселенский замысел, направляющий человечество,

— взаимосвязь всего живого и даже связь души умершего с оставшимися на земле,

— одушевлённость растений,

— разница между нашими современниками и людьми прошлых эпох.

И поставленные ею вопросы, в общем-то, остаются без ответов. И я считаю, это весьма мудро. Книга не даёт готовых рецептов, а заставляет размышлять над рассказанной историей долге время после прочтения. Далеко не каждый автор умеет этого добиться, тем более от подростка.

События в романе происходят в маленькой деревушке Рингарюд в шведской провинции Смоланд (кстати, тоже воспетой Астрид Линдгрен и Ингваром Кампрадом из «ИКЕА»). Трое друзей-подростков – 13-летний Юнас, его 15-летняя сестра Анника и её 16-летний друг Давид, — приняв поручение поливать цветы в старом поместье, оказываются втянутыми в детективную историю с поисками старинной египетской статуи. Кроме того, они обнаруживают заброшенную комнату на чердаке, где когда-то жила девушка Эмилия с тяжёлой судьбой. Трагическую историю любви рассказывают ребятам её старые письма. Они же дают подсказки о таинственной статуе. Так начинаются поиски, которые постепенно перерастают в международную сенсацию с участием крупных СМИ и даже Британского музея…

Конкретное время действия не называется, но по ощущениям – конец 1990-х – начало 2000-х.

На мой взгляд, детективная линия – далеко не главное в этой книге. Главное здесь – возможность поразмышлять над трудными вопросами бытия, над мотивами чужих поступках. Главной идеей книги я бы выделила умение поставить себя на место другого и тем самым другого понять и принять.

Словом, весьма дидактическая книга, но дидактика здесь запрятана в приключенческую интригу и совсем не выглядит навязчивой.

Книга полна глубоких мыслей (недаром Мария Грипе по образованию философ) и приправлена капелькой мистики. Это первая книга, которую я прочла у писательницы, но, судя по отзывам, мистика – визитная карточка Марии Грипе. Что ж, посмотрим. Её стиль настолько мне понравился, что я купила и несколько других её романов. В том числе и тетралогию о тенях. Буду читать.

Книгу рекомендую тем, кто ценит шведскую детскую литературную традицию, заложенную Астрид Линдгрен, кому не чужды философский взгляды на мир. Сколько вам при этом лет, совершенно неважно. Ну, разве что больше 11-ти: до этого возраста читать «Навозного жука», на мой взгляд, рановато.

Традиционно несколько слов об издании

Прекрасная «Белая ворона» («Albus Corvus») сейчас переиздаёт романы Марии Грипе с характерным серийным оформлением. По-моему, дизайнерское решение полностью соответствует стилю писательницы. Бумага желтоватая, плотная, рыхлая, листы не просвечивают. Рукописные шрифты на обложке и внутри книги – отличная находка! Иллюстрации чёрно-белые, штриховые, выполнены художницей Викторией Поповой. Вообще-то книги Марии Грипе традиционно иллюстрирует её муж Харольд Грипе. Но рисунки Поповой весьма похожи на его творческий почерк, так что книга от смены иллюстратора, на мой взгляд, не проиграла.

В завершение предлагаю несколько характерных цитат из книги «Навозный жук летает в сумерках», чтобы оценить стиль и глубину мысли Марии Грипе:

«- …Думаю, в том-то и весь секрет, — добавил Линдрот, — только по-настоящему сильные люди могут быть нежными и любящими. Ты никогда не задумывалась об этом? 

— Теперь, когда вы об этом сказали, я начинаю понимать… слабый человек всё время занят только собой, для других ничего не остаётся».

***

«Подумаешь, какая-т старая статуя – пустая безделушка! А как же судьбы людей, которые за ней стоят? О них не говорилось ни слова. Но ведь эти люди жили, смеялись, плакали и умирали. Чего не скажешь о статуе. Почему же так вышло, что она оказалась важнее людей? А потому, разумеется, что она ценная. Или «бесценная», как писали во всех газетах».

***

«Взвалив на себя всю ответственность, Эмилия не следовала никаким стереотипам. Она следовала свои чувствам, потому что была человеком, способным любить. Беда не в том, что она взяла на себя эту ответственность, а в том, что не потребовала от Андреаса того же! Нельзя только давать, надо уметь и брать. Это значит проявлять уважение и к себе, и к другим. Позволяя человеку соответствовать каким-то требованиям, ты возвышаешь его. А иначе в мире были бы только тираны и мученики».

***

«Я много думал об этом, и мне кажется, что никто не имеет права судить своё собственное время. Я называю это тщеславием. Андреасу следовало доверить свои идеи современникам. Надо доверять времени, в котором живёшь, даже если это не всегда просто, а иначе это предательство…»

 

Ваша Ариаднина нить.

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Ариаднина нить

3
Комментарии: 1Публикации: 151Регистрация: 27-08-2019

Добавить комментарий

Войти с помощью: