Филип Рот «Заговор против Америки»: раздражающе, зло и чертовски талантливо

Добрый день, друзья-книголюбы!

На днях закончила читать «Заговор против Америки» американского писателя Филипа Рота. Не могу сказать, что он очень уж известен у нас в России (хотя почти все его книги переведены на русский), а между тем это крупная фигура в современной американской литературе, один из мастодонтов.

Рот умер в 2018 году, но его творческое наследие весьма. Потихоньку выпускает его книги издательство «Книжники», специализирующееся на еврейской литературе. «Заговор против Америки» вышел в феврале текущего 2022 года.

На мой взгляд, эта книга умудряется совмещать два противоположных функционала. С одной стороны, она очень камерная, для узкого круга ценителей антиутопий, альтернативной истории и темы еврейства. Но, с другой стороны, парадоксальным образом именно в силу времени выхода русского перевода «Заговор» именно сейчас оказался гиперактуальной книгой в условиях разнонаправленной пропаганды, связанной с фашизмом и антифашизмом.

Вкратце сюжет: в 1940 году в Америке к власти приходит Чарльз Линдберг – национальный герой-лётчик, настроенный профашистски, получивший медаль из рук Геринга за заслуги перед мировой авиацией. В реальности в 1940 году на выборах победил Франклин Делано Рузвельт, переизбранный на второй срок. Однако Рот намеренно исказил историю, чтобы иметь возможность наглядно продемонстрировать торжество важных для него идей.

Тут надо сказать, что Чарльз Э. Линдберг действительно был американским лидером мнений (как и его жена Энн) и действительно был апологетом Гитлера, считая последнего великим человеком. Кстати, именно его семейная история легла в основу романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»: вся нация скорбела, когда в 1932 году маленького Чарльза Линдберга-младшего похитил Бруно Гауптман, супруги Линдберг заплатили огромный требуемый выкуп, а через несколько недель труп младенца нашли в лесу. Однако в реальности Линдберг никогда не баллотировался в президенты Штатов, но действительно выступал за невмешательство Америки во Вторую мировую войну (в отличие от Рузвельта).

Итак, в романе Рота Линдберг побеждает на выборах и, несомый волнами народной любви, начинает потихоньку проводить в жизнь социальные программы, направленные на то, чтобы лишить еврейское население Штатов присущей ему клановости, рассредоточить их, насильно переселив в разбросав по стране. В обществе нарастает идеологическая борьба: при внешнем спокойствии и процветании страны евреи ощущают страх за свою жизнь, в высших политических кругах и в СМИ нарастает раскол, понемногу дело доходит до погромов. Всё это читатель видит глазами 9-летнего еврейского мальчика, семья которого, будучи самой обычной среднестатистической семьёй из американской «беловоротничковой» бедноты, оказывается внезапно втянутой в водоворот истории. Любопытно, что мальчика этого зовут… Филип Рот.

Рот (настоящий) предсказуемо экстраполирует ситуацию в Европе на Америку и показывает, что еврейский народ и в Новом Свете становится камнем преткновения только в силу своего существования. Как по мне, эта ситуация интересна не столько тем, с какой горячностью Рот защищает свои корни от гипотетической угрозы, но тем, что он показывает неминуемое скатывание любых поначалу добрых и гуманных националистических идей в фашистский ад. Для меня «Заговор против Америки» — это книга прежде всего о том, что фашизм – он и в условиях альтернативной истории фашизм, у него не может быть оправданий и условий, и единственная защита от него – назвать вещи своими именами и начать борьбу. Судя по тексту романа, для Филипа Рота крайне важно продемонстрировать, что, сколько ни пакуй фашизм и ксенофобию в красивые обёртки лозунгов и социальных программ, сколько ни маскируй умелой пропагандой, страшная суть останется неизменной.

Надо сказать, что это был мой первый опыт чтения Филипа Рота. И он получился весьма противоречивым. В книге более 700 страниц, и на протяжении первых четырёхсот Рот меня порядком раздражал. Злило то, что он взял реальных исторических лиц и заставил их действовать вопреки исторической правде. Скажем, Генри Форда он поместил в линдберговское правительство, хотя магнат никогда не был политическим деятелем, но был ярым антисемитом (а ведь эта деталь жизни Форда в кругах адептов «мышления миллионеров» не афишируется и в автобиографии Форда «Моя жизнь» не высвечена). Журналиста Уолтера Уинчелла писатель «убил» в 1942 году, хотя в реальности Уинчелл умер от старости в 1972-м. «Зачем приписывать людям то, чего они не делали?» — недоумевала я. Но чем больше читала, тем больше проникалась замыслом автора. Со второй половины книги роман стал меня восхищать прежде всего мастерством, с которым Рот вплетает вымысел в исторические факты, умением писателя логически мыслить, просчитывать последствия исторических «многоходовок» и держать читателя в напряжении.

По сути «Заговор» — это хорошо сделанный остросюжетный роман на политическую тему. Рот описал то, чего никогда не было, но, тем не менее, парадоксальным образом рассказал историю, которая у нас (у человечества) была и есть сейчас. Очень достойная книга, которую, разумеется, не нужно понимать однобоко – только как очередной роман о гонениях на евреев. Не знаю, буду ли я перечитывать «Заговор», но я определённо рада, что прочла его в первый раз именно сейчас. А знакомство с Филипом Ротом однозначно продолжу (у меня трилогия о Цукермане лежит, давно уже куплена). Кстати говоря, он лауреат Международной Букеровской премии 2011 года. Да и вообще у него целые гроздья медалей и прочих наград.

Читая роман, я чётко выделила стилистические и идеологические параллели с другими крупными авторами-антифашистами ХХ века. Если вам близки их произведения, то и роман Рота придётся по душе. Итак, похожие произведения: Синклер Льюис «У нас это невозможно» (отличный социально-политический роман, один из моих любимых!), Курт Воннегут «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей» и публицистика, Гюнтер Грасс «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», публицистика Ноама Хомского. Хомский, конечно, не автор художественных произведений, он известный современный лингвист (известнее него, наверное, только Стивен Пинкер), автор концепции универсальной грамматики. Но ещё Хомский – острый полемист и публицист, много критикующий власть капитала и военное самодурство в США.

Словом, «Заговор против Америки» — книга любопытная, хотя в ней, конечно, много «американщины», чисто американских деталей быта, культуры, страницы романа пестрят именами лидеров мнений второй половины ХХ века, чьи имена русскому читателю сродни белому шуму. Этот роман был бы местечковым американским явлением, если бы не значимый для всего человечества пафос, заложенный в него. Думаю, книга стоит внимания умного и вдумчивого читателя, если у него, конечно, не вызывает интеллектуальной аллергии сам поджанр альтернативной истории как таковой.

Благодарю издательство «Книжники» за предоставленный электронный файл романа. Кстати, когда-то эта книга уже выходила на русском в издательстве «Лимбус Пресс», а именно в 2008 году. Сам роман написан в 2004-м.

Ваша Ариаднина нить.

 

0

Автор публикации

не в сети 14 часов

Ариаднина нить

4
Комментарии: 1Публикации: 163Регистрация: 27-08-2019

Добавить комментарий

Войти с помощью: