«Дважды кажется окажется» Елены Рыковой: путч 1993 года в России — дело рук ифритов!

Добрый день, друзья-книголюбы!

Постоянные читатели, полагаю, помнят, что я высоко оценила книгу Елены Рыковой «Однажды кажется окажется» — фантастическую повесть для подростков, вышедшую в издательстве «Абрикобукс» в 2021 году (статья здесь).

Правда, вскоре оказалось, что это не просто повесть, а первая часть дилогии, и полюбившихся героев ждут новые сюжетные повороты.

Заключительная часть дилогии вышла в том же издательстве «Абрикобукс» летом 2022 года. Наконец-то я добралась до чтения, и тоже прочла с неослабевающим удовольствием, как и первую часть.

Кратко напомню сюжет первой книги. Группа школьников из Москвы прибывает в спортивный детский лагерь «Агарес» под Гурзуфом в Крыму. Дело происходит летом 1993 года. Все ребята – спортсмены, их цель – готовиться к всероссийским соревнованиям по разным видам спорта, которые пройдут осенью. Среди них двенадцатилетняя Марта Веснова – сирота, которую воспитывает бабушка. Неожиданно в лагере начинают разворачиваться зловещие события: пропадает девочка (а на поляне у лагеря появляется одна лишняя берёза, чудом выросшая за одну ночь), обнаруживается обожжённая воронка в земле на той же поляне, начинает вести себя странно один из сотрудников… Затем события идут по нарастающей: в лагере появляется Древнее зло, происходит пожар в столовой, а потом и землетрясение, разрушающее лагерь и дома в Гурзуфе.

Собственно, Марта имеет ко всему этому прямое отношение: именно она нечаянно открыла стену между мирами, из-за чего на свободу вырвался веками заключённый в тисе могущественный ифрит. А ещё выяснилось, что у Марты очень даже есть родители и даже брат-близнец Цабран, только девочке придётся принять мрачную правду о том, почему она оказалась отрезана от собственной семьи в раннем детстве. Ведь каждый раз, когда близнецы оказываются по одну сторону любого из двух миров, происходят масштабные разрушения…

События второй книги «Дважды кажется окажется» разворачиваются уже в Москве осенью 1993 года. И удивительным образом автор увязывает вехи нашей истории – противостояние депутатов и Президента Ельцина, штурм Белого дома на танках 4 октября – с сюжетом своей фантастической повести. В Москве противостояние добрых и злых сил продолжается, снова нас ждут ифриты, духи леса скогсры, говорящие птицы… На мой взгляд, это действительно хороший ход в детской литературе. С этой точки зрения дилогию Елены Рыковой можно давать школьникам в дополнение к урокам истории, чтобы лучше понималось, что к чему и почему в современной России.

Конечно, Елена Рыкова – далеко не первая из тех, кто использовал такие сюжетные ходы. Сразу вспоминается Лукьяненко с его «Дозорами». Или «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Но «Понедельник» у меня при каждом прочтении оставляет ощущение незавершённости, как будто история неполна или авторы не знали, как её закончить (да-да, «Сказку о Тройке» знаю, но там совсем другой сюжет, новый). А «Дозоры» показались сухими, причём сухость нарастает от первой части к последней.

У Рыковой повествование полновесное, законченное и более живое (хотя тоже довольно мрачное). В нём есть место и философским темам (вроде того, существует ли смерть), и интердискурсивности (когда персонажи одного дискурса – скажем, сказочного, — успешно действуют в другом – скажем, в среде, созданной современным человеком), и существенным темам из традиционного морального пласта детской литературы – дружба, верность, выбор, любовь к семье, проявление индивидуальности в коллективе, первая подростковая любовь…

Мне очень нравится, когда автор умеет органично вплести фольклорных или мифологических персонажей в современность. Я даже специально собираю книги, в которых персонажи русского фольклора действуют в нашем мире, где есть телефоны и компьютеры. Как-нибудь поделюсь подборкой на эту тему. У Рыковой же в современность помещены не только персонажи, привычные нам по русским народным сказкам и былинам. Как я уже писала в статье о первой книге «Однажды кажется окажется», автор создала сплав из сюжетов и героев мировой культуры – от шумерского эпоса о Гильгамеше до библейских мотивов о царе Соломоне. В обеих частях дилогии размещены сноски с комментариями автора, характеризующими мифологическое происхождение большинства героев. И меня искренне восхищает объём знаний Елены Рыковой и умение органично сочетать мифологические элементы разных культур в рамках одной истории.

Книгу однозначно рекомендую как подросткам, так и взрослым читателям, особенно если вы принадлежите к тем, кто, как и Марта, был подростком в начале 1990-х. Тогда вам, как и мне (как и автору повестей), будут греть душу воспоминания о турецких куртках с разноцветными рукавами, жевательной резинке «Love is…», кассетных плеерах, первом концерте Майкла Джексона в России, который состоялся в сентябре 1993-го, Черкизовском рынке, которого давно не существует… Может статься, что, как и я, внезапно вы осознаете, что прожитые годы вашей собственной жизни уже стали общероссийской историей из школьных учебников, а вы, зарывшись в повседневные заботы, как в конфетные фантики, и не заметили этого.

Ваша Ариаднина нить.

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Ариаднина нить

3
Комментарии: 1Публикации: 151Регистрация: 27-08-2019