Что читают филологи по русской литературе (часть 1)

Добрый день. друзья-книголюбы!

Как-то у меня уже была публикация о том, что читают на филфаке на курсе зарубежной литературы ХХ века.

Это мой любимый формат – список + зарубежка ХХ века. Но я давно задумала подобную публикацию по русской литературе того же периода. Сформировался огромный список, поэтому я разделю материал по русской литературе на 2 или 3 публикации. Сегодня будет первая, посвящённая русской литературе первой трети XX века.

Ремарка для новых и недавних читателей: по образованию я филолог, окончила Ставропольский государственный университет (сейчас это СКФУ).

Итак, что же читают филологи:

— Литературные манифесты символистов: Дмитрий Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», Константин Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии», Валерий Брюсов «Ключи тайн».

— Константин Бальмонт «Под северным небом: элегии, стансы, сонеты» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания. Лирика современной души» (1900), «Будем как Солнце. Книга символов» (1903),

— Андрей Белый «Золото в лазури» (1904), «Пепел» (1909), «Урна» (1909), романы «Петербург» и «Серебряный голубь».

— Валерий Брюсов «Шедевры» (1895), «Это – я» (1896), «Третья стража» (1900), «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906),

— Зинаида Гиппиус «Собрание стихов» (1904),

— Вячеслав Иванов «Кормчие звезды» (1903), «Прозрачность» (1904)

— Дмитрий Мережковский «Символы: Песни и поэмы» (1892),

— Фёдор Сологуб: «Стихи: Книга первая» (1895), «Змий: Стихи, книга шестая» (1907), «Пламенный круг» (1908), «Книга разлук» (1908), «Книга очарований» (1909), роман «Мелкий бес» (1905).

— Манифесты акмеизма: Николай Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм», Сергей Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии»

— Николай Гумилёв – сборники «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916), «Огненный столп» (1922)

— Осип Мандельштам – сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), «Воронежские тетради».

— Манифесты футуристов: «Пощёчина общественному вкусу» (1912), сборники «Садок судей» (1910), «Дохлая луна» (1913).

— Владимир Маяковский: «А вы могли бы?» (1913), «Нате!» (1913), «Послушайте! (1914), «Вам!» (1915), «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1915), «Война и мир» (1917), «Человек» (1918), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927), «Клоп» (1929), «Баня» (1930), «Во весь голос» (1930).

— Игорь Северянин: «Интродукция» (1909), «Качалка грезэрки» (1911), «Эгополонез» (1913).

— Велимир Хлебников: «Зверинец» (1908-1909), «Заклятие смехом» (1909-1910), «Шаман и Венера» (1912), «Вилла и леший» (1912).

— Александр Блок: «Книга I» (циклы: Ante lucem (До света), Стихи о Прекрасной Даме, Распутья), «Книга II» (циклы: Пузыри Земли, Город, Снежная маска, Фаина, Вольные мысли), «Книга III» циклы: Страшный мир. Возмездие, Ямбы, Итальянские стихи, Арфы и скрипки, Кармен, Родина, О чем поет ветер», поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы», статья «Интеллигенция и революция».

— Анна Ахматова: «Вечер» (1912), «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922), «Тростник (из Шестой книги)» (1924-1940), «Реквием» (1935-1940), «Поэма без героя» (1940-1962), «Бег времени» (1962).

— Сергей Есенин: стихотворный сборник «Радуница» (1916), «Инония» (1918), «Преображение» (1918), «Небесный барабанщик» (1918), «Иорданская голубица» (1918), «Ключи Марии» (1918), «Сорокоуст» (1920), «Я последний поэт деревни» (1920), «Быт и искусство» (1921), «Пугачёв» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Любовь хулигана» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Письмо к женщине» (1924), «Отговорила роща золотая…» (1924), «Мы теперь уходим понемногу…» (1924), «Персидские мотивы» (1925) , «Чёрный человек» (1925), «Анна Снегина» (1925).

— Марина Цветаева: сборники «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), «Вёрсты» (1916), «Поэма Конца» (1924), «Крысолов» (1925), драмы «Ариадна» (1923-1924), «Федра» (1927).

— Борис Пастернак: сборники «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя — жизнь» (1922), «Темы и вариации» (1923), поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926), «Лейтенант Шмидт» (1925-1926), «Второе рождение» (1930-1931), «На ранних поездах» (1936-1943), «Когда разгуляется…» (1956-1959), роман «Доктор Живаго» (1957).

— Максим Горький «Мать», «На дне», «Повесть о Соколе», «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Карамора», цикл статей «Несвоевременные мысли», романы «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», пьесса «Васса Железнова».

— Исаак Бабель «Конармия» (1926)

— Александр Фадеев «Разгром» (1927).

— Евгений Замятин «Мы» (1920).

— Борис Пильняк «Голый год» (1919), «Повесть непогашенной луны» (1926).

— Александр Серафимович «Железный поток» (1924).

— Александр Малышкин «Падение Даира» (1923).

— Лидия Сейфуллина «Перегной» (1923), «Виринея» (1924).

— Юрий Олеша «Зависть» (1927).

— Илья Ильф и Евгений Петров «Двенадцать стульев» (1927), «Золотой телёнок» (1931).

— Дмитрий Фурманов «Чапаев»(1923)

— Александр Тарасов-Родионов «Шоколад» (1922)

— Михаил Шолохов «Донские рассказы» (1926), «Тихий Дон» (1927-1940), «Поднятая целина» (1930).

— Михаил Булгаков «Дьяволиада» (1924), «Poковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925), «Записки юного врача» (1925-26), «Белая гвардия» (1925-1927), «Дни Турбиных» (1926), «Бег» (1928), «Иван Васильевич» (1936), «Батум» (1939), «Мастер и Маргарита» (1928-1940).

— Ольга Форш «Одеты камнем» (1924-1925).

— Юрий Тынянов «Кюхля» (1924-1925).

— Константин Федин «Города и годы» (1924)

— Константин Тренёв «Любовь Яровая» (1926).

— Андрей Платонов «Город Градов» (1926), «Сокровенный человек» (1928), «Усомнившийся Макар» (1928), «Чевенгур» (1926-1929), «Котлован» (1930), «Ювенильное море» (1930-1932), «Джан» (1934), «Одухотворённые люди» (1942), «Возвращение» (1946).

— Антон Макаренко «Педагогическая поэма» (1931).

— Михаил Пришвин «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «Чёрный араб» (1920), «Кащеева цепь» (1923-1954), «Родники Берендея» (1925), «Журавлиная родина» (1929), «Глаза земли» (1957), «Жень-Шень» (1933), «Фацелия» (1940), «Кладовая солнца» (1945), «Корабельная чаща» (1954), «Осударева дорога» (1929-1954).

— Алексей Толстой «Пётр Первый» (1927-1945).

— Борис Зайцев «Голубая звезда» (1918), «Преподобный Сергий Радонежский» (1925), «Путешествие Глеба» (1937-1953), «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1952), «Чехов» (1954).

— Иван Шмелёв «Солнце мёртвых» (1923), «Богомолье» (1930-1931), «Лето Господне» (1934-1944).

— Владимир Набоков «Машенька» (1926), «Король, дама, валет» (1928), сборник рассказов «Возвращение Чорба» (1930), «Защита Лужина» (1930), «Соглядатай» (1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1934), «Дар» (1937), «Приглашение на казнь» (1938), «Лолита» (1955), «Пнин» (1957), «Ада» (1969), «Посмотри на арлекинов» (1974).

— Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (1928-1931).

— Аркадий Гайдар «Военная тайна» (1934), «Тимур и его команда» (1940).

— ОБЭРИУты и детская поэзия (Д. Хармс, А. Введенский).

— Лирика Николая Заболоцкого — «Торжество Земледелия», «Столбцы».

— Евгений Шварц «Снежная Королева», «Золушка», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Тень», «Голый король».

А какие произведения из списка читали вы? Пишите в комментариях, друзья!

Втору часть списка можно найти здесь. Продолжение следует.

Ваша Ариаднина нить.

0

Автор публикации

не в сети 3 недели

Ариаднина нить

3
Комментарии: 1Публикации: 155Регистрация: 27-08-2019