«Viva la Фрида» Кристины Буррус (Биография искусства от МИФ). Отзыв + полистать

Иллюстрированная биография Фриды Кало от "МИФа": стоит ли читать и покупать?

Кристина Буррус. Viva la Фрида. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 144 с.

Серия «Биография искусства».

Перевод с французского Ольги Терентьевой.

Аннотация: «Фрида Кало очень рано узнала, что такое страдание. В детстве она перенесла полиомиелит, в восемнадцать лет попала в страшную аварию. Полученные травмы во многом определили её последующую жизнь и оставили след в её работах. Брак Фриды с известным мексиканским живописцем Диего Риверой оказался непростым — полным страстей, выяснений отношений и, конечно, любви. Оба они прославляли мексиканское искусство и стали национальным сокровищем родины. Красотой Фриды и её экстравагантными нарядами, напоминающими яркое оперение птиц, восхищались лучшие фотографы. Её знаменитые автопортреты с наивными и пугающими образами раскрывали переживания и печали женщины, на чью долю выпало немало трагедий, несчастий и предательств, и поражали своей прямотой, искренностью и внутренней силой. В этой книге из серии «Биография искусства» рассказана история необыкновенной женщины и неординарного творчества яркой и свободной духом художницы, чьи работы соединили в себе жестокость и остроумие, честность и браваду, боль и вдохновение».

Стоит ли читать? Фрида Кало в наши дни стала сама по себе манифестом, символом. Даже почти мемом. Всё благодаря колоритной внешности и очень тяжёлой судьбе, которую мексиканская художница прожила с неимоверным самообладанием и железной силой воли. Интерес феминисток к этой личности вполне объясним закономерен. И, пожалуй, интерес поп-культуры – тоже.

Но, к сожалению, на фоне яркой биографии как-то теряются её работы. Фриду знают все. А её картины?

Фрида Кало – одна из двух моих любимых художниц Вторая – Зинаида Серебрякова, но об этом в другой раз. У Кало чрезвычайно женские работы, которых мужчине никогда не сделать. Но при этом грубые, жёсткие и местами бескомпромиссные. Мне именно эта смесь всегда импонировала. При том что художница всю жизнь по большей части писала себя лично (а как иначе, если полжизни ты прикован к постели?), её автопортреты незаметно приобрели общечеловеческую ценность. Бывает нечасто, согласитесь.

При этом больших работ, посвящённых творчеству Кало, в российском искусствоведении нет. Прекрасно, что «МИФ» наконец решил хотя бы отчасти исправить положение.

Любите ли вы Фриду, как люблю её я? Если да, то книга «Viva la Фрида» вам подойдёт. Своего рода роман в картинках и фотографиях о сильной и талантливой женщине – хороший способ провести с книгой выходной, а тем более если это Международный женский день. Биография, несомненно, вдохновляет, хотя Фрида — далеко не эталон женщины в классическом понимании (у неё явно мужской характер и хватка, были романы с представителями обоих полов, плюс материнство было ей, к сожалению, недоступно). Но это, по-моему, совершенно неважно, тем более в современном мире.

Стоит ли покупать? Это издание в серии «Биография искусства» на фундаментальность не претендует. Это обзорная работа, призванная просто познакомить зрителя с феноменом Фриды – так, пунктирно. Хотя в книге много репродукций и, что для меня особенно ценно, фотографий. Раскрывается происхождение Фриды (её родители и семья), любовь к Диего Ривере, увлечённость социалистическими идеями и прижизненная слава. Приложены выдержки из переписки и дневников.

Фрида_МИФ-10
« из 36 »

Анализа картин нет, ведь это книга не для искусствоведов, а для массового читателя. Но издана прекрасно (на мелованной бумаге, с хорошим дизайном и вёрсткой, с ляссе) – и на том спасибо.

Ваша Ариаднина нить.

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Ариаднина нить

4
Комментарии: 1Публикации: 160Регистрация: 27-08-2019

Добавить комментарий

Войти с помощью: