Добрый день, друзья-книголюбы!
Знакомы ли вы с австрийским искусством модерна? Уверена, имя Густава Климта знают все, но вот Эгон Шиле – современник, ученик, друг Климта – на слуху не у многих. Его работы даже для декадентской Вены начала ХХ века были слишком скандальными в силу неприкрытого эротизма, но жизнь художника есть жизнь художника. За ней всегда стоит самозабвенный труд и история преодоления – канона, косности публики или, в конце концов, собственного я.
Именно потому мне истории о художниках интересны с давних пор. И, на мой взгляд, «ИДМ» очень дальновидно поступил, запустив специальную серию художественной прозы о людях искусства. Эта тема всегда будет пользоваться спросом.
Но будет ли востребован у широкой публики именно роман «Венский гений Эгон Шиле» (18+) Льюиса Крофтса? Сложно судить. Как я уже сказала, работы самого Шиле были весьма радикальными даже для его времени, когда эстетизация зла и безобразного уже стала обычным делом. Не случайно книга в оригинале называется «Порнограф из Вены», поскольку картины и рисунки австрийского художника стоят на самой грани искусства и эротики. Не раз и не два он претерпевал гонения из-за того, что обыватель не принимал эти не просто декадентские, но открыто эпатирующие образы. Кроме того, сам стиль письма у Эгона Шиле был явно, демонстративно антиакадемичным: ломаные линии, угловатые тела, грязноватые цвета, эффект эскизности с большими незаписанными площадями холстов, тёмный колорит, грубость наброска…
Полагаю, его живопись вызывала шок у большинства современников, во всяком случае, в начале карьеры. Сцены нападок на художника, вплоть до физического насилия и тюремного заключения, живо описаны в романе.
Так что, решая, стоит ли читать книгу, нужно принимать во внимание, что Эгон Шиле был подчёркнутым декадентом. Пока не захотел в последние годы жизни стать респектабельным буржуа.
Понравилась ли книга мне самой? По большей части да. С романом Крофтса у меня произошло то же, что и с «Триумфальной аркой» Ремарка: на протяжении большей части произведения меня раздражали и герои, и созданная автором атмосфера. Но мощный финал развернул историю на 180 градусов.
С «Венским гением» история та же. Честно говоря, сама личность художника никакого уважения у меня не вызывает. На мой взгляд, он показан взбалмошным эгоистичным юнцом, который думает только о себе и использует людей напропалую. Правда, юнцом необычайно талантливым, практически гениальным, уже в юности достигшим невероятного мастерства. Эгон Шиле разработал совершенно новый стиль в живописи и, прожив всего 28 лет, стал признанным мэтром. В его доме, несмотря на бушующую Первую мировую войну, собирались ученики, и, несмотря на голод и разруху, любые его работы раскупались коллекционерами с быстротой молнии. Но был ли художник счастлив? Сомневаюсь.
Крофтс рисует нам жизнь эгоистичного гения, полную потерь. Любимый отец умер, помешавшись от последствий сифилиса. Один его ребёнок был абортирован, второй умер, так и не родившись, потому что от испанки погибла беременная жена. Обожавшую его натурщицу Валери Нойциль (ставшую «подарком от Климта», по её собственным словам) он предал сам, бросив после многолетней преданности ради женитьбы на респектабельной барышне Хармс. Кстати, Валери Нойциль после предательства Эгона записалась в армию медсестрой и погибла в Хорватии, заболев скарлатиной. Её могила была найдена только в 2015 году, что стало событием в мире искусства.
Если вам сложно наслаждаться книгой без симпатии к главному герою (а я сомневаюсь, что образ Эгона Шиле как человека может её вызвать), возможно, стоит поискать другой объект чтения. Но остальным я роман «Венский гений» могу смело посоветовать (конечно, если вам больше 18 лет). Автору удалось нащупать и показать самое интересное в искусстве – связь художника с эпохой. То, как художник, с одной стороны, её формирует, а с другой, становится её логичным продуктом.
Кстати, такие обобщения для эпохи декаданса и модерна вообще-то парадоксальны. Потому что и декаданс, и модерн в целом постулировали отказ от канона (то есть от любых социально и культурно обусловленных черт в искусстве) и ориентацию на индивидуализм, на самовыражение творца. А я тут про связь с эпохой. 🙂
Тем не менее в романе Льюиса Крофтса, на мой взгляд, самое интересное – как раз наблюдать за тем, как эпоха перемалывает художника. Ведь Эгону Шиле выпало жить и творить в страшнейшее время. Годы его расцвета и всеобщего признания выпали на Первую мировую. И заканчивается книга печально – смертью, причём полностью пропитанной ощущением безысходности. Смертью художника за два дня до конца войны, через несколько дней после смерти беременной жены. Отмечу, что в романе «Принц Модильяни», который тоже заканчивается смертью художника, такого ощущения безысходности нет. Мой отзыв о романе Анджело Лонгони об Амедео Модильяни:
Возможно, всё дело в том, что Модильяни не был декадентом, в его картинах утверждается жизнь в её таинственной полноте, а не поэтизируются тлен и распад.
Кстати, как и в картинах Густава Климта, чей образ в романе «Венский гений» мне понравился, пожалуй, больше всего.
Ваша Ариаднина нить.
P.S. Пожалуй, стоит сказать несколько слов об авторе – Льюисе Крофтсе. И, пожалуй, никто не сделает этого лучше, чем он сам. Так что ему слово:
«Я родился в 1977 году в Блэкберне, Великобритания. После того, как я вырос в Сомерсете, я переехал в Оксфорд, где изучал современные и средневековые языки в колледже Святой Екатерины. В 2000 году я переехал жить в Ганновер (Германия), где работал переводчиком и преподавателем и пытался отрастить усы. Год спустя, всё ещё с гладким лицом, я переехал в Прагу, где делал почти то же самое и впервые познакомился с творчеством Эгона Шиле во время поездки на выходные в родную деревню его матери в южной Чехии. В 2003 году я переехал и теперь делю свое время между Лондоном и Брюсселем, работая журналистом. Я также пишу второй роман, в котором могут быть бороды. Или, возможно, усы»
(это краткая автобиография с сайта писателя и журналиста).
И ещё не могу не привести цитату автора о собственном романе:
«»Один мой друг прочитал книгу, а потом сказал мне: «Знаешь, на самом деле Шиле мне не очень понравился». И я сказал: «Я согласен!» Но одна из ключевых вещей в создании биографических работ заключается в том, что эти великие люди часто имеют серьезные недостатки, и как писатель вы все равно должны испытывать сочувствие. Я имею в виду, например, «Переступить черту»* или «Рэй»**: у обоих этих мужчин были огромные проблемы с наркотиками, множество романов, они били своих жён… Они часто были ужасными людьми. Но они также писали отличную музыку, их жизни были замечательными историями, и люди хотят знать о них».
*«Переступить черту» — биографический фильм про скандального певца Джонни Кэша.
** «Рэй» — биографический фильм про певца Рэя Чарльза.