Добрый день, друзья-книголюбы!
Сегодня расскажу о книге, которая готовится к выходу в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Как-то само собой получилось, что «МИФ» в последние год-полтора выбился в лидеры по изданию свежайшей современной переводной интеллектуальной прозы, так что у меня само собой намечается нечто вроде отдельной рубрики по книгам «МИФа». Я уже написала об одной — «Гранд-отеле «Европа» Ильи Леонарда Пфейффера.
На очереди ещё одна. Странноватый абсурдистский роман американского автора Дональда Антрима «Сто братьев» издательство выпустит уже этой осенью.
Сюжет: 100 братьев (в смысле, действительно сто родных братьев) собираются в родовом поместье, чтобы отдав последнюю дань уважения умершему отцу, развеяв его прах.
В одном трёхстраничном абзаце Антрим представляет всю сотню, начиная от дряхлого 93-летнего Хирама и заканчивая Серджио, «едким графоманом», бабника Монго, «тропического ботаника» Максвелла и всех остальных. Рассказчиком выступает один из братьев Дуг, специалист по генеалогии. Он одержим идеей создать родовое древо семьи.
«Подобно пьесе Беккета, в которой переплетаются элементы средневековой героической хроники и комическая анархия рутины братьев Маркс, роман следует за Дугом, своего рода альтер-эго автора, когда он бродит по библиотеке, сеет хаос, рассуждает о родословных и наследстве и наблюдает за издевательствами, ворчанием и стычками своих братьев.
Проводя послеобеденный футбольный матч, Дуг, который постепенно доказывает, что он самый сумасшедший в клане, сбрасывает одежду и провозглашает себя Королём Кукурузы, древним жертвенным духом урожая. Роман заканчивается, когда Дуг мчится через библиотеку, мимо полок с поэтами-кавалерами, младшими елизаветинцами, романистами 19-го века и военными поэтами, воображая, что его братья преследуют его с дубинками и ножами, намереваясь разорвать его на части».
Это я привела аннотацию. Кстати, примечательно, что действие в книге происходит в течение всего лишь одной ночи.
Роман странен — сюрреалистической странностью. Читатель так до конца и не открывается, что это — аллегория, притча, сон, сатира или просто бредни сумасшедшего. Тем не менее роман «Сто братьев» высоко оценил сам Джонатан Францен. Предлагаю почитать его эссе о книге Антрима в «The Guardian». Франзен усмотрел в образе Дуга отсылку к архетипической фигуре козла отпущения и даже к фигуре Христа:
«Гениальность романа в том, что он связывает эти противоречивые чувства с архетипической фигурой козла отпущения: образцового страдальца, который повторяется на протяжении всей человеческой истории – особенно в лице Иисуса из Назарета – как объект любви и убийственной ярости, и который должен быть ритуально убит, чтобы остальным из нас продолжать жить с противоречиями в наших меньших сердцах. <…> «Сто братьев» — идеальный пример произведения искусства, которое соблазняет вас своей красотой и силой, а затем сводит с ума своим безумием».
Кроме того, Франзен отмечает высочайший уровень писательского мастерства Дональда Антрима: «на уровне техники книга — чудо», «магия точке и запятых». Что ж, посмотрим.
Время сказать несколько слов о самом Антриме. Это американский писатель. Родился в 1958 году. Изучал литературу в Университете Брауна, преподавал художественную прозу в Нью-Йоркском университете. Сейчас преподаёт в Колумбийском университете. В 1999 году «The New Yorker» признал Антрима одним из 20 лучших писателей младше сорока лет. А 2006 году писатель пережил болезненный опыт предсуицидальной депрессии, но сумел из неё выбраться, пройдя специальное лечение, и впоследствии описать пройденное и понятое в книге «Однажды в пятницу в апреле».
Уже по этим фактам видно, что Антрим — писатель непростой. Его книги — о болезненном. Возможно, именно такие книги и нужны в современном мире. А вас заинтересовала грядущая новинка от «МИФа», рекомендованная самим Джонатаном Франзеном?
Ваша Ариаднина нить.