
В 2022 году Орхану Памуку исполнилось 70 лет. Он самый продаваемый турецкий писатель в истории и один из вице-президентов международного ПЕН-клуба. С недавних пор живёт в США, преподаёт в Колумбийском университете. Книги он пишет уже 47 лет, а в 2006 году получил Нобелевскую премию по литературе. А ещё он при жизни воплотил весьма амбициозную идею – создал музей по собственному роману «Музей невинности», который сегодня, несомненно, стал одной из достопримечательностей Стамбула и полностью себя окупает.

Сам писатель осознаёт себя как масштабного автора, и для него это явно предмет гордости: «Всю мою жизнь я пытался соединить Борхеса с Толстым, поместив их в Стамбул. Каждая моя книга – попытка скомпилировать «борхесианство» и «толстовство». Самое смешное, что Борхес никогда не понимал Толстого…».
Апелляция к Толстому не случайна. В сущности, все романы Орхана Памука так или иначе имеют историческую подоплёку. О своём романе «Белая крепость» сам Памук писал: «Когда говорят об историческом романе, имеют в виду произведение, похожее на «Войну и мир». «Белая крепость» написана не в таком стиле. Я не хотел описывать здесь проблемы определенной исторической эпохи, совсем наоборот: для того, чтобы оживить тему, я поместил ее в рамки исторического времени» (цит. по: Мамедханлы Арзу Вахид Гызы. Проблемы истории в творчества Орхана Памука).
А «Чумные ночи» — написаны ли они «в таком же стиле», как «Война и мир»? И правда ли то, что Памук «не стремится делать выводов из исторических событий, подобно Толстому или Стендалю (имеются в виду произведения «Война и мир» Льва Толстого, «Итальянские хроники» Стендаля).
Подробнее читайте в этой статье.