КК: Мишель Уэльбек и его скандальная «Платформа» (18+)

Честно говоря, детальные биографические сведения про Мишеля Уэльбека найти не так уж просто.

А.В. Татаринов в книге «Современная зарубежная проза» пишет просто и скупо:

«Конечно, у Мишеля Уэльбека есть биография: рождается в 1956 году, не вызвав большого интереса у отца и матери; заканчивает Национальный агрономический институт, а потом становится профессиональным кинематографистом; женится, зачинает сына, плавает в пространстве безработицы, депрессии, окончательно сформировавшегося развода; пишет стихи, эссе. Получает относительную известность после выхода первого романа «Расширение пространства борьбы». Известность перерастает в славу после публикации в 1998 году романа «Элементарные частицы». Вслед за ними: «Платформа», «Возможность острова», «Карта и территория». Эти тексты и есть истинная биография, превращающая рядового аутсайдера в одного из самых влиятельных мыслителей эпохи».

Так-то оно так, но всё-таки хочется подробностей, для понимания текстов Уэльбека они по-настоящему важны.

Мишель Тома родился 26 февраля 1958 года (а не 1956-го) на острове Реюньон – одном из департаментов Франции, расположенном в Индийском океане, к востоку от Мадагаскара. Отец мальчика работал проводником в горах, мать была врачом-анестезиологом. После рождения сестры родители мало занимались воспитанием Мишеля. До шести лет мальчика воспитывали родители его матери, жившие в Алжире. В шесть лет Мишель переехал к бабушке со стороны отца. Бабушка была активнейшей социалисткой, сторонницей коммунистической партии. Бабушку мальчик боготворил, и именно её фамилию Уэльбек взял впоследствии в качестве литературного псевдонима.

В 1975 году Мишель поступает в Национальный агрономический институт Париж-Гриньон. Здесь юноша впервые пробует себя в литературе: выпускает просуществовавший недолго литературный журнал «Карамазов», для которого пишет несколько поэм, и ставит любительского фильма. В 1978 году Уэльбек получает диплом по специальности «Экология и охрана окружающей среды». При этом кино Мишеля не отпускает: после института он поступает на отделение кинематографии в Национальную высшую школу имени Луи Люмьера, которую заканчивает в 1981 году.

Но ни по одной специальности будущий писатель работу не нашёл. К тому времени он уже был женат, но отношения в семье не складывались и в итоге привели к разводу. Следствием стала глубокая депрессия. С 1983 года Уэльбек работал в Париже системным администратором, потом некоторое время подвизался клерком в Министерстве сельского хозяйства (причём тоже был связан с ИТ – работал подрядчиком в отделе информационных технологий министерства сельского хозяйства). Этот период нашёл отражение в его дебютном романе «Расширение пространства борьбы» (1994), но не только: для всех произведений Уэльбека вообще свойственна явная автобиографичность.

Литературную деятельность Мишель Уэльбек, как уже было отмечено, начинает со стихов и эссе. Первые его книги – сборник эссе «Остаться живым», посвященный фигуре поэта в современном мире, и исследование о творчестве классика литературы ужасов Говарда Лавкрафта «Лавкрафт против человечества, против прогресса» — опубликованы в 1991 году. В 1992-м появляется поэтический сборник «Погоня за счастьем», однако первые тексты Уэльбека остались незамеченными.

Мишель Уэльбек на пороге сорокалетия.

Но «Расширение пространства борьбы» изменило всё. В этой книге «через историю неуверенного в себе, впадающего в депрессию мелкого клерка он отразил период своей жизни в 1980-1990-х гг. и поставил под сомнение достижения западного общества — либеральную экономику и сексуальную свободу» (ТАСС). Нащупанную однажды тему Уэльбек не оставляет на протяжении всех последующих лет творчества, выступая с критикой западного общества последовательно и жёстко.

Настолько жёстко, что его книги не раз признавались аморальными и даже порнографическими. Кроме того, на писателя ополчился исламский мир из-за высказываний в интервью по повожу выхода романа «Платформа» (роман вышел 24 августа 2001). Уэльбек тогда высказался в том ключе, что, мол, «ислам — глупая и опасная религия», а Коран «вызывает депрессию».

Из-за этого последовали официальные обвинения и судебный процесс о разжигании расовой ненависти по иску ряда мусульманских организаций, но суд в конце концов снял с писателя все обвинения. В немалой степени этому способствовал резонанс вокруг теракт 11 сентября в Америке. Теракт произошёл на пике полемики вокруг «Платформы» и ужаснул французское общество, в некоторой степени убедив влиятельных журналистов и общественных деятелей в правомерности точки зрения Уэльбека на радикальные проявления исламизма.

Тем не менее, из-за своих провокационных заявлений в интервью и из-за своих художественных текстов, которые неизменно кого-то оскорбляют, писатель довольно долго жил и живёт под охраной полиции.

Кстати, сам Мишель Уэльбек – последовательный атеист, никакая религия для него не имеет примата.

После выхода в 2015 году романа «Покорность», в котором писатель рисует ужасные последствия от победы на выборах кандидата-исламиста, обвинения в разжигании розни зазвучали вновь, однако писатель вновь опроверг их, заявляя, что его книга направлена не против ислама как такового, а против радикального фундаментализма, а также является предостережением для западного общества по поводу вполне возможного отказа от идей свободы и демократии под давлением религиозных общин.

Снятию обвинений с писателя, несомненно, помогла и резонансная история с терактом в парижском сатирическом журнале «Шарли Эбдо». По ужасной случайности именно в день официального поступления «Покорности» в продажу (7 января 2015 года) из печати в редакцию ворвались трое террористов-исламистов и расстреляли безоружных журналистов, собравшихся на планёрку. Причиной теракта радикалы из Аль-Каиды (запрещённая в России террористическая организация), взявшей на себя ответственность за атаку, назвали то, что в «Шарли Эбдо» печатались оскорбительные карикатуры на пророка Мухаммеда. 12 человек, включая главного редактора, были убиты, более 20 тяжело ранены.

На родине Уэльбек – культовая фигура, хотя во многих сообществах стал персоной нон-грата. Несколько его романов экранизированы («Расширение пространства борьбы», «Элементарные частицы»), в том числе с его непосредственным участием (например, сам Уэльбек готовил сценарий для экранизации «Возможности острова»).

После выхода романа «Уничтожить», изданного в январе 2022 года, писатель высказался следующим образом: «К счастью, я только что пришёл к позитивному осознанию того, что мне пора остановиться и больше не писать». Так что, возможно, «Уничтожить» станет итоговым произведением самого известного современного французского автора.

Мишель Уэльбек является кавалером ордена Почётного легиона (самая высокая государственная награда во Франции), женат в третий раз – на китайской актрисе и поэтессе Цяньюнь Лайзис Ли, которая младше его на 34 года. Кроме девяти романов, Уэльбек выпустил немало стихотворных сборников и сборников эссе, несколько раз снимался в кино, писал сценарии и записывал диски со стихами и песнями.

Пожалуй, теперь самое время вернуться к утверждению о том, что книги Уэльбека и есть его биография. Действительно, помимо отражения фрагментов собственного жизненного пути, Уэльбек зачастую наделяет главного героя даже собственным именем (скажем, в «Элементарных частицах» или в «Платформе») и собственным возрастом. Хотя, пожалуй, даже когда сам писатель далеко ушёл от сорокалетия, его герои всё равно остались на этом рубеже. А.В. Татаринов пишет:

«Если Милану Кундере – несомненному предшественнику автора «Элементарных частиц» — его герои интересны в возрасте «за тридцать», то Уэльбек отдаёт предпочтение тем, кто только что перешагнул сорокалетний рубеж. <…> Но за проблемами раннего мужского старения, не покидающими романы Уэльбека, просматривается желание увидеть в искомом возрасте современную Европу. По мнению С. Потолицына, кризис «сорока лет» испытывает весь западный мир».

«Есть что-то пронзительное в том, что предлагает нам французский писатель: чувствовать себя человеком и созерцать при этом свежую могилу человечества, а значит, в определённой мере и свою. Это негативный вариант соборности:  в смерти нашей мы едины!, — продолжает А.В. Татаринов. — <…> Но надо помнить об одном историческом правиле: когда одна цивилизация собирается скончаться от Апокалипсиса, это не значит, что Апокалипсис действительно близок. Скорее этого говорит о том, что народ, который готовится умирать, будет завоёван народом, который ещё не устал жить. <…> Перед нами современный литературный герой – человек конца. Это не значит, что необходимо затягивать унылую песню о всеобщей гибели, о том, что вкус к жизни пропал и механизмы самозащиты от небытия утрачены. Не стоит забывать: словесность, выбирая печаль и наплывающие на человека образы угасания, стремится заставить современного читателя, поглупевшего от гиблого рационализма маскультуры, мыслить о смерти, черпать в этом источнике силы для нового витализма».

Онлайн-обсуждение

Роман Уэльбека «Платформа» мы читали в книжном клубе «Ариаднина нить» в рамках совместных чтений. Обсуждение романа состоится 11 августа 2024 года на платформе Яндекс.Телемост. Начало в 14:00 по московскому времени. Вход на встречу по этой ссылке.

Предлагаю вот такие вопросы для обсуждения этой провокационной книги:

  1. О чём эта книга для Вас лично?
  2. Почему роман называется «Платформа»?
  3. Есть ли у романа сюжет, или он написан исключительно ради идеи?
  4. Что вы думаете о социальных теориях автора (например, что человечество тяготеет к единообразию, отсюда сексуальные контакты между расами и смешение кровей и о других идеях)?
  5. За «Платформу» Уэльбека обвиняли в том числе и защитники прав детей. Действительно, зачем в романе образ 15-летней няни Евхаристии? Не кажется ли он лишним?
  6. Считате ли Вы, что Мишель в романе «Платформа» — это сам Мишель Уэльбек, то есть что в случае конкретно с этим автором всё сказанное им нужно воспринимать сугубо буквально?
  7. Многие французские критики в полемике после выхода романа отмечали, что «Платформа» — очень смешное произведение. Согласны ли вы с ними? Сглаживает ли юмор атмосферу книги?
  8. В чём сила Уэльбека как писателя (в «Платформе» или других произведениях, если вы их читали)? За счёт чего он воздействует на читателя?

Ваша Ариаднина нить.

1

Автор публикации

не в сети 3 недели

Ариаднина нить

4
Комментарии: 1Публикации: 160Регистрация: 27-08-2019

Добавить комментарий

Войти с помощью: